Кто что может быть источником приемником информации. Источники и приёмники информации

Дата_______

Тема «Источники и приемники информации»

Цель урока: познакомить учащихся с различиями и особенностями источников и приемников информации

Задачи:

Обучающие -

научить выделять и различать источники и приемники информации;

расширить понятие о способах представления информации для различных источников.

Развивающие -

развивать наблюдательность и фантазию;

развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;

продолжать формировать информационную культуру ребенка;

Воспитывающие -

учить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

воспитывать бережное отношение к школьному имуществу

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

понимать, чем отличаются источники и приемники информации;

уметь приводить примеры источников и приемников информации;

знать способы представления информации для реальных источников.

Ключевые понятия: источник информации, приемник информации.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: рисунок, текст, описание, хранение, передача информации.

Общая характеристика урока:

форма организации - эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);

тип урока - комбинированный (преимущественно повторительно-обобщающий с фрагментами новых знаний и оперативным контролем);

стратегия - исследовательская, опережающая.

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 1, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор), карточки с текстами (4-5 шт.), рисунки (4-5 шт.), ЭОР.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Экспресс-опрос по теме «Виды информации» (3-4 мин).

Какими способами можно рассказать о событиях? (Нарисовать картину или рисунок, описать в виде текста, рассказать устно, представить в виде театральной постановки или оперы, сочинить и спеть песню, изобразить жестами и мимикой.)

Какую роль может играть рисунок в тексте? (Дополнять текст, пояснять описание.)

Какими источниками информации вы пользуетесь? (Газеты, журналы, книги, телевизор, радио и пр.)

Может ли источником информации быть человек (мама, папа, бабушка, учитель, приятель)? (Да.)

Кто (или что) может быть приемником информации? (Человек.)

(распечатать вопросы и раздать их на некоторое время группам (парам учащихся), чтобы они подумали и подготовили устный ответ, либо зачитывать вопросы, на которые будет отвечать ученик, поднявший руку).

3. Чтение вслух текстов из учебника (3-4 мин).Стр.10-13 учебника.

Чтение текстов совмещать с обсуждением рисунков, которые приведены в соответствующем параграфе учебника. Основная тема (направление) для беседы с учащимися - какие сведения можно получить из рисунка, о чем свидетельствует изображенное на рисунке событие, что можно сказать о человеке, который запечатлен на рисунке. Ключевыми могут быть слова: «давайте догадаемся...» (о каком событии повествует рисунок, каков характер у человека и т. д.).

4. Объяснение нового материала по теме урока (3-5 мин).

Объяснение нового материала может строиться на обсуждении рисунков, приведенных в книге, или тех, которые подготовит учитель.

Цель урока, кроме развития наблюдательности и фантазии, - показать особенности и преимущества графического представления информации по сравнению с описанием в текстовой форме. Рисунок - более компактная форма представления информации. Для описания рисунка в виде текста требуется много слов. На это следует обратить внимание учащихся после того, как они составят рассказ (описание) по картинке. Можно предложить им сделать это описание более кратким (более структурированным). Поскольку информатика - это наука об информации, следует постоянно обращать внимание учащихся на представление информации, на выбор более компактной, логичной и наглядной формы, которая к тому же должна соответствовать поставленной цели.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради (7-8 мин).

6. Физкультминутка (2-3 мин).

7. Компьютерный практикум (8-10 мин).

Работа с ЭОР.

8. Обобщение и подведение итогов (2-3 мин).

Подведение итогов можно организовать в форме открытых ответов.

Источником информации могут быть: птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.

Приемником информации могут быть: человек, животные, птицы.

в Приемником знаковой информации... (слово, текст) может быть только человек.

Чтобы передать информацию, ее представляют в удобном для передачи виде: текста, рисунка, схемы, чисел, звуков.

какой способ описания наиболее нагляден, понятен и краток (компактен): текстовый или графический?

чтобы описать картину или рисунок. Графический способ обладает большей наглядностью, он одинаково воспринимается разными людьми (тогда как текстовый способ предполагает знание грамоты, разговорного языка - родного или иностранного). Описание картины, рисунка или схемы может занять несколько страниц текста, графический способ более компактен.

При подведении итогов учитель сообщает учащимся оценки, если они были предусмотрены, и обращает внимание на самые важные аспекты урока.

9. Комментарии учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

3. В рабочей тетради № 1 выполнить предложенные учителем задания.

5. Записать в рабочую тетрадь новые слова.

Источник информации - это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.

В этих определениях сочетание «субъект или объект» означает, что источники и приемники информации могут быть одушевленными (человек, животные) или неодушевленными (технические устройства, природные явления). Для того чтобы объект (или субъект) считался источником информации, он должен не только ее породить, но и иметь возможность создать какой-то нестационарный процесс и связать информацию с его параметрами, т.е. создать сообщение. Например, если человек что-то придумал, но держит это в своем мозге, он не является источником информации; однако он им становится, как только свою идею изложит на бумаге (в виде текста, рисунка, схемы и пр.) или выскажет словами.

В определении приемника информации важным представляется то, что факт приема сообщения еще не означает получение информации; информация может считаться полученной только в том случае, если приемнику известно правило интерпретации сообщения. Другими словами, понятия «приемник сообщения» и «приемник информации» не тождественны. Например, слыша речь на незнакомом языке, человек оказывается приемником сообщения, но не приемником информации.

Промежуточные устройства-преобразователи получили название технические средства связи , а в совокупности с соединяющей их средой они называются линией связи . К ним относятся телеграф, телефон, радио и телевидение, компьютерные телекоммуникации и пр. При использовании таких средств возникает необходимость преобразования сообщения из одного вида в другой без существенной для получателя потери информации, а также увязки скорости передачи сообщения (т.е. интервала следования и величины отдельных сигналов) с возможностями линии связи и приемника.

Формы представления информации

Передача информации производится с помощью сигналов, а самим сигналом является изменение некоторой характеристики носителя с течением времени. При этом в зависимости от особенностей изменения этой характеристики (т.е. параметра сигнала) с течением времени выделяют два типа сигналов: непрерывные и дискретные .

Сигнал называется непрерывным (или аналоговым ), если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала

Если обозначить Z- значение параметра сигнала, at- время, то зависимость Z(t) будет непрерывной функцией (рис.1 1,а).

Примерами непрерывных сигналов являются речь и музыка, изображение, показание термометра (параметр сигнала - высота столба спирта или ртути - имеет непрерывный ряд значений) и пр.

Сигнал называется дискретным , если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.


Пример дискретных сигналов представлен на рис. 1.1,б. Как следует из определения, дискретные сигналы могут быть описаны дискретным и конечным множеством значений параметров {Z}. Примерами устройств, использующих дискретные сигналы, являются часы (электронные и механические), цифровые измерительные приборы, книги, табло и пр.

Поскольку последовательность сигналов есть сообщение, качество прерывности-непрерывности сигналов переносится и на сообщение - существуют понятия «непрерывное сообщение» и «дискретное сообщение». Очевидно, что дискретным будет считаться сообщение, построенное из дискретных сигналов. Гораздо меньше оснований приписывать данное качество самой информации, поскольку информация - категория нематериальная и не может обладать свойством дискретности или непрерывности. С другой стороны, одна и та же информация, как уже было сказано, может быть представлена посредством различных сообщений, в том числе и отличающихся характером сигналов. Например, речь, которую слышим, можно записать в аналоговом виде с помощью магнитофона, а можно и законспектировать посредством дискретного набора букв. По этой причине в информатике существуют и используются сочетания «непрерывная информация» и «дискретная информация». Их нужно понимать только как сокращение полных фраз: «информация, представленная посредством непрерывных сигналов» и «информация, представленная посредством дискретных сигналов» - именно в таком контексте эти понятия будут использоваться в дальнейшем изложении. Поэтому когда заходит речь о видах информации, правильнее говорить о формах ее представления в сообщении или о видах сообщений.

Принципиальным и важнейшим различием непрерывных и дискретных сигналов является то, что дискретные сигналы можно обозначить, т.е. приписать каждому из конечного чисел возможные значения сигнала знак , который будет отличать данный сигнал от другого.

Домашнее задание

РТ: № 2, 4, 5




Вкусовая

Звуковая

Зрительная

Обонятельная

Осязательная


Отгадай загадки и вспомни, как человек воспринимает информацию. Назови вид информации.

  • Всегда он в работе, Когда мы говорим; А отдыхаем, Когда мы молчим .
  • Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле …
  • Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это…

язык

ушки

кожа


Отгадай загадки и вспомни что помогает человеку воспринимать информацию. Назови вид информации.

  • Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит.
  • Живет мой братец за горой,

да не встретится со мной.

глаза



Какую информацию можно получить не прикасаясь к предмету? А какую прикоснувшись?


Тема урока:

Помоги мышке добраться до сыра и узнай тему урока.

«Источники и приёмники информации».


Прочитай в учебнике, что ты должен сегодня понять и чему научиться?

стр. 15



Просмотри фрагмент. Кто источник, а кто приемник информации?

Просмотри фрагмент мультфильма.

Сделай вывод о том, кто сообщает информацию, а кто её принимает?

Прочитай правило на странице 16 учебника и запомни его.



Кто из героев получает информацию, а кто нет? Свой ответ поясни.

Приёмники информации

Источник информации


Поясни смысл схемы.

Книга – источник информации

Читающий человек – приёмник информации

Прочитай правило на странице 18 учебника и запомни его.



Разложи по корзинкам. Объясни смысл терминов.

Естественный

Искусственный

источник

источник


Изучи таблицу на странице 23. Назови виды источников информации. Подбери соответствующее изображение.


Самое главное:

От _____________информации мы можем получить разные виды информации.

Всё, что создано природой, может служить _______________источником информации.

Всё, что создано человеком, может служить _______________источником информации.

естественным

искусственным

источников




 
Статьи по теме:
Обзор лучших разных видов эпиляторов(2019г
Пинцетом или бритвой вы лишь на короткое время избавитесь от волос, а после бритья они будут расти ещё интенсивней. Поэтому и придумали эпиляцию, что дословно означает искусственное удаление волос с помощью различных средств. Также происходит воздействие
Sony Xperia XZ - Технические характеристики
Статью прочитали: 5 226 Компания Sony выпускает новый флагманский смартфон каждые полгода, а иногда и чаще. Несмотря на это, а может благодаря этому, компания слегка выпала из поля зрения широкого круга пользователей. Новые модели Sony привлекают всё м
Как самостоятельно перепрошить любой iphone в домашних условиях
Iphone одна из самых популярных марок телефонов, но при этом очень дорогая. Китайские копии телефонов, конечно, не такие производительные, но выглядят эффектно. А вот китайская прошивка оставляет желать лучшего.Пошаговое руководство по прошивке/ перепроши
Mozilla Thunderbird скачать бесплатно русская версия
Mozilla Thunderbird — бесплатный почтовый клиент, который является отдельной составляющей проекта Mozilla. Работает с электронной почтой, новостями и календарем. Программой поддерживаются протоколы RSS, IMAP, SMTP, POP3, NNTP. Интерфейс программы Мозилла