Из чего состоит текстовая информация. Текстовая информация Текст как форма представления информации Текстовые документы Компьютер – основной инструмент подготовки текстов Ввод текста Редактирование

Здравствуйте, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Текстовая информация. Начнем с определения что такое текст?

Текст — это любое словесное высказывание напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называют текстовой информацией.

Первыми носителями текстовой информации были:

  • Камень
  • Дерево
  • Береста
  • Папирус
  • Пергамент
  • Бумага

В настоящее время все больше используются электронные носители.

Поговорим о текстовых документах.

Документ — любой текст, созданный с помощью текстового редактора. К текстовому документу можно отнести:

  • Статья
  • Доклад
  • Рассказ
  • Стихотворение
  • Приглашение
  • Объявление

Созданных с помощью редакторов.

Вот несколько текстовых редакторов которые чаще всего используют на практике.

Блокнот (Notepad) — является стандартным приложением операционной системы Windows. В ней можно создавать самые простейшие текстовые документы.

Приложение WordPad — это тоже стандартный текстовый редактор с более расширенными возможностями.

Microsoft Word — это текстовый процессор, который является коммерческим продуктом от компании Microsoft.

Программа OpenOffice Writer по функциональности практически не отличается от Word, но является полностью бесплатной.

Гипертекст — это такой текст, который содержит ссылки для перехода в другие документы или части одного и того же документа. Ссылки могут быть оформлены в виде текста, картинок или баннеров. При наведении указателя мыши, указатель изменяет внешний вид. При нажатии происходит переход на новый документ.

Основные объекты текстового документа .

Самым наименьшим объектом является символ, который состоит из знаков (буквы, цифры, знаки препинания). Из символов образуются слова, слова объединяются в строки , между словами ставится знак пробела. Абзац начинается с отступа, между абзацами ставится небольшой интервал. Далее все фрагменты объединяются в страницы . Таким образом получаем текстовый документ.

Рассмотрим основные этапы подготовки документа.

Ввод текста — набираем с клавиатуры текст. Далее идет процесс редактирования текста , форматирования текста и печать .

Рассмотрим эти этапы подробнее.

При вводе текста нужно соблюдать правила. Перед вами предложения, которые написаны разными способами. Первые два примера являются не правильными, третий правильный.

  1. Пой,Вася — не правильно
  2. Пой,Вася — не правильно
  3. Пой, Вася — правильно

Дело в том, что пробел нужно ставить после знаков препинания, но не до.

Короткое тире или знак минус ставят в арифметических выражениях пробелы не ставятся до и после минуса, длинное тире пробелы ставятся до и после тире.

Когда набираете текст избегайте двух и более пробелов между словами.

Для создания отступов в абзацах используйте клавишу Tab.

Для выравнивания текста по центру нельзя использовать пробелы, для этого применяют кнопку выравнивания.

Для перехода на новую строку нужно иметь в виду что обычно текст переходит автоматически на новую строку. Для принудительно перехода на новую строку используют клавишу Shift + Enter.

Если мы нажимаем просто на Enter, то переходим на начало нового абзаца.

Рассмотрим процесс редактирования текста.

Под редактированием текста понимают изменения содержания документа. Сюда относится замена слов на их синонимы.

Исправление синтаксических орфографических ошибок.

Удаление, копирование и вставка фрагментов теста.

Форматирование текста под ним понимают изменение внешнего вида документа и его отдельных частей. К операциям форматирования относятся выравнивание абзацев, форматирования шрифта.

Нажатие любой алфавитно-цифровой клавиши на клавиатуре приводит к тому, что в компьютер посылается сигнал в виде двоичного числа, представляющего собой одно из значений кодовой таблицы.

Кодовая таблица - это внутреннее представление символов в компьютере.

В качестве стандарта долгое время использовалась таблица \(ASCII \)(\(A\)merican \(S\)tandard \(C\)ode for \(I\)nformational \(I\)nterchange - Американский стандартный код информационного обмена ).

Для хранения двоичного кода одного символа выделен \(1\) байт \(=\) \(8 \)бит. Учитывая, что каждый бит принимает значение \(1\) или \(0\), количество возможных сочетаний единиц и нулей равно 2 8 = 256 .

Значит, с помощью \(1\) байта можно получить \(256\) разных двоичных кодовых комбинаций и отобразить с их помощью \(256\) различных символов.

Эти коды и составляют таблицу \(ASCII\).

Для сокращения записи и удобства пользования этими кодами символов в таблице используют шестнадцатеричную систему счисления, состоящую из \(16\) символов - \(10\) цифр и \(6\) латинских букв: \(A\), \(B\), \(C\), \(D\), \(E\), \(F\). При кодировании символов сначала записывается цифра столбца, а затем строки, на пересечении которых находится данный символ.

ASCII -коды

Например, латинская буква \(S\) в таблице \(ASCII\) представлена шестнадцатеричным кодом - \(53\). При нажатии клавиши с буквой \(S\) в память компьютера записывается код \(01010011\), представляющий собой двоичный эквивалент шестнадцатеричного числа \(53\). Этот код может быть получен путем замены каждой шестнадцатеричной цифры её двоичным представлением. В данном случае цифра \(5\) заменена кодом \(0101\), а цифра 3 - кодом \(0011\). При выводе буквы \(S\) на экран, компьютер выполняет декодирование: на основании этого двоичного кода строится изображение символа.

Обрати внимание!

Любой символ в таблице \(ASCII\) кодируется с помощью \(8\) двоичных разрядов или \(2\) шестнадцатеричных разрядов.

Стандарт \(ASCII\) кодирует первые \(128 \)символов от \(0\) до \(127\): цифры, буквы латинского алфавита, управляющие символы. Таблица выше отображает кодировку символов в шестнадцатеричной системе счисления.

Первые \(32\) символа являются управляющими и предназначены в основном для передачи команд управления. Их назначение может варьироваться в зависимости от программных и аппаратных средств. Вторая половина кодовой таблицы (от \(128\) до \(255\)) американским стандартом не определена и предназначена для символов национальных алфавитов, псевдографических и некоторых математических символов. В разных странах могут использоваться различные варианты второй половины кодовой таблицы.

Для сравнения рассмотрим число \(45\) для двух вариантов кодирования.

При использовании в тексте это число потребует для своего представления \(2\) байта, поскольку каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей \(ASCII\). В шестнадцатеричной системе код будет выглядеть как \(3435\), в двоичной системе - \(00110100 00110101\).

При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по специальным правилам перевода и представлен в виде \(8\)-разрядного двоичного числа \(00101101\), на что потребуется \(1\) байт.

В настоящее время широко распространен код \(Unicode\) . Эта кодировка поддерживается в большинстве операционных систем, во всех современных браузерах и многих программах.

Стандарт \(Unicode\) явился результатом сотрудничества Международной организации по стандартизации (\(ISO\)) с ведущими производителями компьютеров и программного обеспечения. В мире существует \(6700\) живых языков, но только \(50\) из них являются официальными языками государств. Письменностей используется около \(25\), что делает возможным создание универсального стандарта.

Для кодирования этих письменностей достаточно \(16\)-битового диапазона (\(2\) байта на символ), то есть диапазона от \(0000\) до \(FFFF\). Стандарт \(ASCII\) занимает в кодовом пространстве свое почетное место в диапазоне от \(0000\) до \(00FF\).

Каждой письменности выделен свой блок кодов. На сегодняшний день кодирование всех живых официальных письменностей считается завершенным: распределено около \(29000\) позиций из \(65535\) возможных.

Кодовая таблица Unicode

В последнее время консорциум \(Unicode\) приступил к кодированию остальных письменностей нашей планеты, которые представляют какой-либо интерес: письменности мёртвых языков, выпавших из современного обихода, китайские иероглифы, искусственно созданные алфавиты и т. п.

Для представления такого разнообразия языков \(16\)-битового кодирования уже недостаточно, и сегодня \(Unicode\) уже приступил к освоению \(21\)-битового пространства кодов (\(000000\)-\(10FFFF\)), которое разбито на \(16\) зон, названных плоскостями.

Текстовая информация

Мировая практика давно показала, что благоприятное представление о фирме способствует лучшему спросу на ее товары и услуги. В середине прошлого столетия появилось понятие «институционная» реклама, т.е. реклама самих институтов капиталистического общества. Именно тогда возникли и «паблик рилейшин» как способ общения бизнеса с массами. Институционная реклама логично переросла в современную «корпоративную», т.е. рекламу корпораций, фирм и других крупных и мелких предпринимательских организаций.

Бизнес стал внимательно следить за тем, какое представление, какой имидж предпринимательства складывается у потенциальных потребителей. И, заботясь о своем имидже, корпоративная реклама стала информировать население о том, какие социальные блага исходят от бизнеса. Предприниматели стали громко извещать о своих программах, ориентированных на социальные нужды людей или напрямую не связанных с выпуском товаров или представлением услуг.

Существует несколько средств информирования населения о социальных благах, которые исходят от фирмы -- это телевидение и радио, полиграфическая продукция и Интернет, реклама мобильной сети и директ-мейл и т.д.

1) информативная;

2) увещевательная, или стимулирующая;

Н.Г. Иншаков, кандидат филологических наук, предлагает такие термины, как «реклама в печатных изданиях», «реклама в прессе» и «печатная реклама», в последние годы появилось понятие «реклама в Интернете». В данной работе рассматривается только два вида рекламы: «печатная реклама» и «реклама в Интернете».

Разновидность информационных жанров можно назвать сравнительно новое и еще не очень понятное для рекламиста и рекламодателя явление -- классифайды.

Рекламная заметка -- это рекламное произведение в 40-60 строк, которое становится все более популярным. Заметка относится к информационным жанрам, однако более информативна, выразительная, отличается подчеркнутой экспрессивностью. «Насыщенность аргументативными и оценочными смыслами является содержательным приращением, типичным для рекламных заметок», отмечают специалисты. Использование выразительных средств предполагает внимательное отношение к расположению и взаимодействию эмоционально-смысловых ударений, к повторам в тексте, его ритмы, риторическим вопросам и т.д.

Среди аналитических жанров особую популярность получили рекламные обзоры -- синтезированные тексты, к которым дается сводная характеристика какой-либо группы товаров (например, обзор рынка ноутбуков, бытовой техники, солнцезащитных средств) или услуг (косметических, строительных, медицинских и т.д.). Характеристика эта основана на сопоставлении первичной информации с обобщениями и рекомендациями.

Рекламный обзор отличается от традиционного меньшей аналитичностью в основной части -- он строится по описательному способу изложения «плюс -- плюс -- плюс» -- и тем, что обобщение и рекомендации могут не завершать, а предварять материал.

Рекламная статья -- жанр, который сохранил свои традиционные черты, но все же несколько комментариев. В рекламных статьях обычно рассказывается о фирме, ее истории, тенденциях развития, успехах. В ряде случаев статья носит более избирательный характер, посвящается отдельному направлению работы или конкретному продукту. Если цель статьи -- имиджевая, фирмы пытаются разъяснить свою политику, сообщить об основных направлениях своей деятельности. Но использовать этот жанр в рекламных целях уместно только в том случае, если создатели рекламного текста располагают достаточным для анализа и обобщений фактическим материалом.

Основу большинства электронных, как и печатных изданий, о которых речь идет в данной работа, составляет текстовой материал рекламного характера. Именно на текст ложится основная семантическая нагрузка. Текстовой материал изданий может подготавливаться в текстовых редакторах или программных пакетах верстки и оформляться в соответствии предъявляемым требованиям.

В web-изданиях -- восприятие текстовой информации осуществляется на основе представления издания на экране монитора. В некоторых web-документах текстовой материал используется в качестве комментария к графическим или анимационным элементам электронных изданий. К ним относят гиперграфические и мультимедийные издания.

Исходный текстовой материал как печатных, так и Интернет-изданий может подготавливаться традиционными способами: с помощью клавиатурного набора; сканирования текстовых блоков исходного документа с последующим распознаванием символов в среде соответствующих программ распознавания текста; переноситься на компьютер с помощью магнитных носителей; передаваться по сети и т.д.

Необходимость редактора для электронных изданий так же очевидна, как и для печатного издания. А.Э. Мильчин публикует заметки с критическим издательско-книговедческим разбором книг, выпущенных в эти годы российским издательствами. Культура издания в первую очередь заключается в том, чтобы издатель или автор учитывали индивидуальные особенности выпускаемой продукции и формы работы с нею потенциальных читателей и пользователей, чтобы последние не были обречены на труту своего времени в пустую. Речь в данном вопросе идет, когда не надо следовать готовым образцам, а с помощью функционального анализа различных элементов искать и находить приемы, которые давали бы возможность приспособить различные элементы к особенностям продукции и читателя.

Роль редактора в создании рекламного издания огромна. Реклама не терпит шаблона и эффективна лишь в новых, необычных формах и решениях, поэтому сценарная стадия в работе редактора -- подлинно творческая. В схеме творческого процесса обычно выделяют следующие основные этапы:

Формулирование задачи важнейшая из всех стадий процесса. Четко поставленная цель -- это половина решения. На этом этапе необходимо ясно представлять себе конечный результат, которого предполагается добиться в ходе рекламной кампании.

Сбор информации. Существуют два вида информации, накоплением которой должен заниматься создатель рекламы. Во-первых, это специальная информация для данного случая. Содержание ее включает сведения о товаре, рынке и покупателе, а вот количество и качество их и в конечном счете эффект будущего воздействия зависят от трудолюбия и усердия того, кто ее собирает и перерабатывает. Трудно предположить, что поверхностно охарактеризованный в рекламе товар найдет спрос у покупателя, какими бы изысканными эпитетами его ни награждали. Сбор специальной информации -- не просто получение сведений о товаре в виде описания и технических данных. Главное -- приобрести максимум материалов, выделить в них основные семантические признаки, что позволит индивидуализировать товар в среде многих ему подобных. Это в равной мере относится и к данным о покупателе и рынке. Во-вторых, для выработки наиболее плодотворной идеи необходимо располагать информацией общего характера. Творческий работник должен быть любознательным, пытливым и уметь накапливать материалы по самым разным вопросам, которые рано или поздно будут полезны ему в работе.

Обработка информации -- стадия, на которой полученные сведения о товаре, покупателе и рынке систематизируются, обобщаются и осмысляются. Отдельные факты рассматриваются со всех сторон, идет поиск комбинации, выработка отдельных частей идеи, и важно, чтобы информация эта была проработана максимально тщательно.

Этап созревания идеи (инкубационный) внешне характеризуется отходом от темы, переключением внимания создателя на другие сферы, а иногда и полным прекращением активной работы. Правда, эта пассивность кажущаяся. На самом деле наступает один из самых плодотворных моментов творческого процесса: созревание идеи, хотя и бессознательное.

Этап озарения (его называют также инсайтом, «ага» -- переживанием) -- психологически наиболее захватывающий. Идея рождается совершенно неожиданно, в результате того, что в действие вступает присущий человеку психологический инструмент сознания -- интуиция. Особенность ее состоит в том, что в сознание входит уже готовый результат, что внешне выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении.

Проверка и доводка идеи -- рабочий этап творческого процесса. Полученные результаты нуждаются в серьезной проверке и коллективном обсуждении. Идея может быть принята или отвергнута, использована частично, взята за основу дальнейшей работы.

Участники творческой группы -- автор текста, художник, художественный и технический редактор, будучи специалистами в своих областях деятельности, вносят предложения по подготовке текста, иллюстраций, элементов художественного оформления и других частей структуры издания.

Четкая организация работы над сценарием определяет функции редактора в процессе редакторского анализа, содержание которого, очевидно, сводится к оценке того, как автор текста, художник и другие участники творческого коллектива справились с задачами, определенными совместно разработанной рекламной идеей.

Работа с текстом - авторская или редакторская - будет успешной, если человек понимает основные правила создания произведения, требования к тексту, умеет видеть его достоинства и исправлять недостатки, умеет совершенствовать собственные и чужие тексты.

Урок: «Текстовая информация»

Текст как форма представления информации

Текст – это любое словесное высказывание напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Удивительный факт! Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл:

Кто к нам пришёл! (смысл состоит в том, что вошедшего увидели и узнали)

Кто к нам пришёл? (является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации).

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию.

Носители информации: камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага.

Но чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоемкий процесс. Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, напечатать на принтере какое угодно количество копий, отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры.

Текстовые документы

Документ – любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами.

Текстовый документ может быть:

Гипертекст – это способ организации документа, позволяющий быстро находить нужную информацию . Переход с одного места в гипертексте на другое осуществляется с помощью ссылок.

Пример: вы читаете энциклопедию о животных, и вас особенно интересует информация о собаках. Пусть слово «овчарка» подчеркнуто – это обозначает ссылку внутри гипертекста. Если вы щёлкните на этом слове мышью, то попадете в другую статью энциклопедии, которая рассказывает про эту породу собак.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ – цифра, буква, знак препинания и т.д.

Слово – произвольная последовательность символов, ограниченная с двух сторон служебными символами(пробел, скобки, запятая и др.).

Строка – произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац – произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца.

Фрагмент – произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, - текстовые редакторы .

Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для школьной газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их еще называют текстовыми процессорами.

Окно одного из простых текстовых процессоров показано на рис. 24 стр.58.

Подготовка документа на компьютере состоит из нескольких этапов: ввод (набор) текста , редактирование , форматирование и печать.

Ввод текста

При вводе текста придерживайтесь следующих правил :

    Там, где это нужно, используйте прописные буквы.

    Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.

    Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.

    Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.

    Для перехода к вводу нового абзаца, нажмите клавишу Enter .

Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов.

Редактирование текста

Редактирование – это очередной этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения.

С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш(см. учебник стр. 59).

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца. Текст выделяется контрастным цветом. Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна.

Форматирование текста

Форматирование – это один из этапов подготовки документа, в ходе которого совершаются различные операции по оформлению документа.

Выравнивание абзацев:

Шрифт – это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

Начертание шрифта:

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство – принтер.

      Ключевые слова:
      • текст
      • текстовый документ
      • текстовый редактор
      • правила ввода текста
      • редактирование
      • форматирование

Текст как форма представления информации

Всякий письменный текст - это определённая последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка хотя бы одного символа в тексте подчас изменяет его смысл. Рассмотрим две фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:

Кто к нам пришёл!

Кто к нам пришёл?

Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали. Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопредел ённость ситуации.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. В течение этого времени менялось и то, на чём записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевые ручки, авторучки, с конца XIX века для выполнения письменных работ стала применяться пишущая машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоёмкий процесс.

Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры.

Дополнительную информацию об истории создания текстовых документов вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Текстовые документы

Текстовый документ может быть статьёй, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлением, поздравительной открыткой. При работе в сети части одного сложного документа могут храниться на разных компьютерах, расположенных далеко друг от друга.

Гипертекст - это способ организации документа, позволяющий быстро находить нужную информацию. Он часто используется при построении систем оперативной подсказки и компьютерных версий больших справочников и энциклопедий. Переход с одного места в гипертексте на другое осуществляется с помощью ссылок. Например, пусть вы читаете энциклопедию о животных, и вас особенно интересует информация о собаках. Предположим, что слово «бульдог» подчёркнуто - это обозначает ссылку внутри гипертекста. Если вы щёлкнете на этом слове мышью, то попадёте в другую статью энциклопедии, которая рассказывает про эту породу собак.

Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.

Символ - цифра, буква, знак препинания и т. д.

Слово - произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (такими как пробел, запятая, скобки и др.).

Строка - произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

Абзац - произвольная последовательность символов, ограниченная специальными символами конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент - произвольная последовательность символов. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

Подготовка текстов - одна из самых распространённых сфер применения компьютеров. На любом компьютере установлены специальные программы, предназначенные для создания текстов, - текстовые редакторы.

Вы уже работали с простым текстовым редактором. С его помощью можно создавать простые тексты, состоящие из букв, цифр, знаков препинания и специальных символов, которые можно ввести с помощью клавиатуры.

Для создания и оформления рассказов, докладов, статей для школьной газеты, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии, используют более мощные текстовые редакторы. Их ещё называют текстовыми процессорами.

Окно одного из простых текстовых процессоров показано на рис. 24.

Рис. 24

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование, форматирование и печать.

Ввод текста

Ввод (набор) текста, как правило, осуществляется с помощью клавиатуры. Место для ввода очередного символа текста указывается на экране монитора с помощью мигающей вертикальной черты - курсора.

При вводе текста придерживайтесь следующих правил:

  1. Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
  2. Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова; после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
  3. Избегайте ввода подряд двух и более пробелов; не используйте пробел для выравнивания границ абзаца.
  4. Не следите за концом строки: как только он будет достигнут, курсор автоматически перейдёт на начало следующей строки.
  5. Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.

Контролировать соблюдение правил набора текста будет значительно проще, если установить режим отображения непечатаемых символов.

Редактирование текста

Редактирование - следующий этап подготовки документа на компьютере. При редактировании текста вы просматриваете его, чтобы убедиться, что всё правильно, исправляете обнаруженные ошибки (например, в правописании) и вносите необходимые изменения.

Если текст большой, то на экране будет видна только его часть, а весь он будет храниться в памяти компьютера.

С помощью курсорных стрелок курсор можно перемещать по всему экрану, подводить его к любому символу. Для перемещения по всему документу предназначены специальные клавиши или комбинации клавиш:

Кроме того, существует режим прокрутки, позволяющий быстро вывести на экран части текста, находящиеся за его пределами.

При редактировании можно работать не только с отдельными символами, но и с целыми фрагментами текста. Предварительно фрагмент должен быть выделен. Для этого необходимо установить указатель мыши в начало нужного фрагмента и, держа кнопку мыши нажатой, протянуть указатель до его конца.

Выбор фрагмента можно отменить щелчком в произвольном месте рабочей области окна.

Выделенный фрагмент можно удалить из текста и стереть из памяти, а можно удалить из текста, но поместить в специальный раздел памяти, называемый буфером. В этом случае удалённый фрагмент можно будет или вернуть на прежнее место, или поместить в другое, более подходящее место текста (рис. 25).

Рис. 25

Иногда приходится вводить тексты, в которых отдельные строки, а то и группы строк неоднократно повторяются (вспомните стихотворение С. Маршака «Багаж» или какую-нибудь песенку с припевом). Повторяющийся фрагмент набирается только один раз, затем он выделяется и с помощью специальной кнопки копируется - сам фрагмент остаётся на своём прежнем месте, а его точная копия помещается в буфер. После этого вы продолжаете набирать текст и, дойдя до того места, где должен быть повторяющийся фрагмент, вставляете его из буфера. Эту процедуру можно повторять много раз.

Текстовые процессоры позволяют находить в тексте заданное слово, при необходимости автоматически заменять во всём тексте одно слово другим.

Современным текстовым процессорам можно поручить также обнаружение и исправление орфографических ошибок.

Форматирование текста

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа.

Вначале абзацы текста выравниваются.

Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.

Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.

Выровненный по центру, или центрированный, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина свободного пространства одинакова. С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.

Многие редакторы текстов «умеют» автоматически разбивать текст на страницы и нумеровать их. Они могут следить за размером полей и регулировать расстояние между строками, предлагают на выбор различные варианты шрифтов.

Шрифт - это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

Нормальный шрифт ничем не выделяется.

  • Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен.
  • Курсивный шрифт имеет наклон.
  • Подчёркнутый шрифт.

Размер шрифта, или кегль, - это высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы (например, «р» или «у») до верхнего края самой высокой буквы (например, «б»). Размер шрифта измеряется в пунктах. Один пункт - это очень маленькая единица, равная 1/72 дюйма 1 (0,3 мм), т. е. шрифт в 72 пункта имеет высоту 1 дюйм. В большинстве книг чаще всего используется шрифт размером 10-12 пунктов.

    1 Дюйм - единица длины в английской системе мер, равна 2,54 см.

Дополнительную информацию о шрифтах вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство - принтер. Существуют различные типы принтеров.

Матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, которые прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор из точек - матрицу буквы.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Важная информация о создании текстовых документов на компьютере изложена в видеолекции «Приёмы работы с текстом», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

Самое главное

Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Для обработки текстовой информации предназначены специальные программы - текстовые редакторы.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о текстовой форме представления информации. Какие другие формы представления информации вы знаете? Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
  2. С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера.
  3. Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по назначению.
  4. Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?
  5. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубить топором»? Согласны ли вы с этим?
  6. Что общее и в чём различие возможностей текстового процессора и текстового редактора?
  7. Что вы понимаете под текстовым документом?
  8. Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.
  9. Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?
  10. Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?
  11. Какие способы «перемещения» по большому текстовому документу вам известны?
  12. Для чего необходимо осуществлять форматирование текста? Как можно преобразовать текст на этом этапе?
  13. Как называется устройство для вывода документа на бумагу?
  14. Какой способ создания текста - компьютерный или рукописный - вам нравится больше? Свой выбор обоснуйте.
  15. Одно из значений слова «редактор» - лицо, исправляющее рукопись с согласия автора. Попытайтесь на основе этой информации объяснить, почему компьютерные программы для создания текстов назвали текстовыми редакторами.

Компьютерный практикум

Работа 5 «Вводим текст»
Работа 6 «Редактируем текст»
Работа 7 «Работаем с фрагментами текста»
Работа 8 «Форматируем текст»

 
Статьи по теме:
Как безопасно платить за покупки на Алиэкспресс?
Безопасно ли оплачивать покупки в интернет магазинах, в том числе и алиэкспресс, банковской картой? Что такое код безопасности и как им пользуются мошенники? Эти вопросы интересуют покупателей, и это вполне объяснимо, об этих актуальных вопросах мы и по
Могу ли я отказаться от заказа
Если Вы являетесь клиентом Алиэкспресс, то наверняка время от времени сталкивались с проблемами при оплате заказа. Причин, которые вызывают подобные ситуации, достаточно много. В большинстве случаев платеж не проходит из-за сбоев в работе сервера и огромн
Команда FC - сравнение файлов
Команда FC позволяет сравнить содержимое двух или нескольких файлов. Формат командной строки: FC ] [диск1:][путь1]имя_файла1 [диск2:][путь2]имя_файла2 Или FC /B [диск1:][путь1]имя_файла1 [диск2:][путь2]имя_файла2 /A - Вывод только первой и
Ask fm вопросы анонимные
Как писать анонимно в аск? Ресурс с названием Ask.fm впервые появился еще в 2011 году, быстро став популярным и завоевав признание множества пользователей социальной сети «Вконтакте». Благодаря широкому функционалу каждый желающий может задавать не ано